Версия сайта для слабовидящих Версия сайта для слабовидящих
Отправить письмо Отправить письмо

Верховный Суд РФ освободил прежнего собственника автомобиля от обязанности по уплате административного штрафа за нового собственника

Верховный суд Российской Федерации рассмотрел жалобу автомобилиста из Воронежской области, который в мае 2016 года продал автомобиль по договору купли-продажи, а летом того же года получил уведомление о назначении штрафа за превышение скорости.

Гражданин обратился в местное отделение ГИБДД, где ему отказали на основании того, что в базе данных не было указания о переходе права собственности. Аналогичную позицию заняли районный суд Воронежа и Воронежский областной суд, где автомобилист также пытался обжаловать штраф.

Верховный суд РФ (решение от 8 февраля 2018 года), при рассмотрении его жалобы, признал ошибочными выводы нижестоящих судебных инстанций и постановление о наложении штрафа отменил.

Как следует из решения, гражданин, продав автомобиль по договору купли-продажи, не должен платить штрафы за нового собственника, даже если информация о сделке не попала в информационные системы ГИБДД. Доказательством, подтверждающим управление автомобилем другим лицом (собственником), могли быть договор купли-продажи, полис ОСАГО, договор лизинга и другие документы, которые должны судом обязательно исследоваться. В договоре между продавцом и компанией-покупателем (которой был продан автомобиль) отдельно оговаривалось, что транспортное средство переходит в собственность компании сразу после подписания документа. В паспорте технического средства (ПТС) была сделана отметка о смене владельца. Данные из информационной системы ГИБДД о том, что машина еще числится за старым собственником, не опровергают заключение договора.

В соответствии с требованиями приказа МВД РФ от 24.11.2008 №1001 новый собственник должен зарегистрировать на себя машину в течение десяти дней после перехода права собственности.

Перепродажа автомобилей с помощью договоров, составленных в простой письменной форме (без нотариального заверения), практикуется с 2013 г., когда Госавтоинспекция значительно упростила процедуру регистрации автомобилей. Тогда, в частности, для большинства водителей исчезла необходимость снимать машину с учета.

Новая обязанность органов опеки и попечительства - осуществление контроля при помещении совершеннолетнего недееспособного под надзор в стационар

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 утверждены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, которыми установлено, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль при установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близкими родственниками. Контроль осуществляется посещением подопечного по месту его жительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2018 № 143 в указанные Правила внесены изменения, которыми установлена обязанность органов опеки и попечительства осуществлять контроль также в случае помещения совершеннолетнего недееспособного гражданина под надзор в стационар.

Так, предусмотрено, что плановые проверки условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, обеспечения сохранности его имущества, выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, осуществляемые в виде посещения совершеннолетнего подопечного, проводятся 1 раз в течение первого месяца после принятия решения о помещении совершеннолетнего подопечного под надзор в медицинскую организацию или организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме; 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия указанного решения.

Указанные изменения закона будут способствовать защите прав совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под надзором в медицинских и иных учреждениях.

Исполнение уполномоченными органами вышеуказанных обязанностей будет проверяться органами прокуратуры уже в 1 полугодии 2018 года.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий влечет за собой установленную законом ответственность.

Требования прокурора, подлежащие безусловному исполнению перечислены в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона «О прокуратуре РФ». Например, при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования.

Не предоставление документов, а равно несвоевременное предоставление документов в установленный срок, указанных в требовании прокурора о предоставлении документов является неисполнением требований прокурора, вытекающих из его полномочий и препятствует осуществлению прокуратурой надлежащего надзора за состоянием законности на поднадзорной территории, а также своевременному и качественному разрешению обращения.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ может быть подвергнуто наказанию в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Приняты законодательные меры в целях предотвращения жестокого обращения при дрессировке охотничьих собак

Подписан Федеральный закон от 07.03.2018 №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусматриваются меры, направленные на предотвращение жестокого обращения с животными при подготовке и обучении (дрессировке) собак охотничьих пород.

Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с утверждённым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядком содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в том числе в соответствии с требованиями к содержанию и разведению охотничьих ресурсов с использованием объектов охотничьей инфраструктуры.

Разрешаются подготовка и обучение (дрессировка) собак охотничьих пород (собак, используемых при осуществлении охоты) только в закреплённых охотничьих угодьях.

Подготовка и обучение (дрессировка) собак охотничьих пород осуществляются способами, не допускающими жестокого обращения с ними, в том числе причинения им физического вреда.

Устанавливается обязанность осуществления этой деятельности посредством использования ограждающих конструкций между собаками охотничьих пород и дикими животными.

Использование объектов охотничьей инфраструктуры для подготовки и обучения (дрессировки) собак охотничьих пород в закреплённых охотничьих угодьях осуществляется зарегистрированными в Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании охотохозяйственных соглашений и с соблюдением порядка содержания и разведения охотничьих ресурсов.

Предусматриваемые Федеральным законом правила также применяются в случаях, когда подготовка и обучение (дрессировка) собак охотничьих пород осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых возникло право долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочных лицензий и которые не заключили в установленном порядке охотохозяйственные соглашения.

Внесены изменения в Правила противопожарного режима РФ

30.12.2017 постановлением Правительства РФ № 1717 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, которые действуют с 17.01.2018.

Законодателем введена новая норма, согласно которой, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Также внесены изменения в пункт 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Теперь, выжигать сухую травянистую растительность, разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники запрещается не только в границах полос отвода транспортной инфраструктуры, как это было ранее, но и придорожных полосах автомобильных дорог, и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов.

Внесены изменения в Федеральный закон «О рекламе»

03.04.2018 на Официальном интернет-портале правой информации опубликован Федеральный закон от 03 апреля 2018 года №61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе». Согласно изменениям, внесенным опубликованным Федеральным законом, запрещается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Законом при этом предусмотрена возможность размещения социальной рекламы и справочно-информационных сведений. Федеральный закон от 03 апреля 2018 года №61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе» вступит в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.

Повышены ставки утилизационного сбора на автомобили

01.04.2018 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 №300 «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора». 

В соответствии с указанным постановлением, в отношении каждой категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов теперь применяются 3 коэффициента. Наименьшие коэффициенты будут применяться для транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска; более высокие коэффициенты установлены для новых транспортных средств, за исключением транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска; самые высокие коэффициенты установлены для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет. 

Объявлен весенний призыв на военную службу

30.03.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2018 № 129 «О призыве в апреле - июле 2018 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву». 

В соответствии с Указом предписано с 1 апреля по 15 июля 2017 г. осуществить призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу, в количестве 128 000 человек. Также Указом предусмотрено, что солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы которых истек, подлежат увольнению с военной службы. Необходимо отметить, что за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы (часть 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) может повлечь за собой наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Отдельные нарушения законодательства о призыве на военную службу также могут повлечь за собой административную ответственность в соответствии со статьями, определенными в главе 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность образовательных организаций за полученные детьми травмы

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 

Таким образом, в случае травмирования несовершеннолетнего в период нахождения в образовательной организации, последняя несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции. Помимо ответственности должностных лиц, школа или детский сад в случае получения воспитанником травм, должна будет возместить вред, причиненный жизни или здоровью ребенка и выплатить компенсацию морального вреда.

Ответственность за мойку автомобилей вблизи водных объектов

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного мира. 

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности является административным правонарушением,  ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. За нарушение указанной нормы гражданам может быть назначен административный штраф в размере до 4 тысяч 500 рублей; должностному лицу (если автомобиль служебный) - до 12 тысяч рублей; для юридических лиц штраф составляет до 400 тысяч рублей. 

Таким образом, мойка автомобиля должна производиться в специализированных местах, которые предназначены для этого и соответствующим образом оснащены. Нефтепродукты и другие вредные вещества, попадая в воду и почву, загрязняют окружающую среду.