В большинстве домов в Адыгее есть газовая плита, отопительный котел или водонагревательная колонка.
Все это — внутридомовое газовое оборудование (ВДГО). К удобствам и доступности «голубого топлива» все мы настолько привыкли, что порой забываем о том, что газ — источник повышенной опасности. И относиться к нему необходимо с особым вниманием, а в отопительный период – тем более. О том, как обезопасить себя при использовании газового оборудования, мы поговорили с генеральным директором АО «Газпром газораспределение Майкоп» Асланом Екутеч.
- Аслан Джабраилович, в центральной России произошло несколько трагических инцидентов, связанных с нарушением правил безопасности по использованию газа. В Адыгее были такие случаи?
- В последнее время таких случаев у нас не было, но в отопительный сезон в разы возрастает число вызовов аварийно-спасательной службы. Связано это с тем, что газовое оборудование работает с максимальной нагрузкой и нуждается в особом контроле.
Любое нарушение или отклонение в работе котла – повод немедленно позвонить в аварийную газовую службу по телефону 104 и следовать указаниям диспетчера. За минувший год наши специалисты отработали 2860 аварийных заявок, 2400 из которых были связаны именно с нарушениями работы внутридомового газового оборудования.
- Было время, когда сотрудники газовой службы ходили по домам и бесплатно проверяли газовое оборудование, а как сейчас это делается?
- Раньше техническое обслуживание проводилось бесплатно, так как стоимость услуги была включена в тариф за газ, но уже много лет это происходит на основании договора, который абонент заключает со специализированной организацией, осуществляющей работы по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО. Поэтому необходимость проведения технического обслуживания - это не новшество, а требование законодательства и норм безопасности. Пункт 21 Правил поставки газа обязал собственника «своевременно заключать договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении со специализированной организацией». (Постановления Правительства РФ № 549, 410). Периодичность технического обслуживания - не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ.
- Кто сегодня по закону ответственен за состояние оборудования – жильцы или газовая служба?
- Собственники помещений и общедомовых сетей несут ответственность за надлежащее использование внутридомовогого и внутриквартирного газового оборудования. В свою очередь газораспределительная организация несет ответственность за качество предоставления услуг при заключении договора на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО. Обязанность по заключению договора лежит на собственнике помещения, а газовики не имеют права отказать в заключении договора.
- Сколько в среднем стоит заключить договор на техобслуживание в обычной многоэтажке, где одна газовая плита и в частном доме, где, например, есть ещё котёл и водонагреватель?
- Стоимость услуг на техническое обслуживание газового оборудования по договору рассчитывается в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются количество и технические характеристики установленного в квартире абонента оборудования. Например, согласно договору АО «Газпром газораспределение Майкоп» обслуживание четырехконфорочной газовой плиты для населения стоит 501 руб, проточный водонагреватель — 572 руб, котел до 30 вт – 1540 руб в год.
- А обслуживание вентиляционных каналов и дымоходов входит в этот перечень?
- Неисправность систем вентиляции и дымоудаления - одно из самых распространенных нарушений, выявляемых специалистами «Газпром газораспределение Майкоп» в ходе технического обслуживания газового оборудования в домах и квартирах потребителей газа. Более 60% от числа всех происшествий с газом в нашей стране вызваны отсутствием тяги в дымовых и вентиляционных каналах. Обеспечить проверку и очистку дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном газифицированном жилом доме обязана жилищно-эксплуатационная организация, в индивидуальном доме - сами потребители. «Газпром газораспределение Майкоп» настоятельно рекомендует собственникам газифицированных домовладений провести проверку, а при необходимости - ремонт и очистку дымовых и вентиляционных каналов с привлечением квалифицированных специалистов.
- Все ли заключают эти договоры, и пускают ли газовиков в дома, есть ли проблемы с доступом к оборудованию?
- На данный момент в Адыгее газифицированы около 177 тысяч абонентов – это и многоквартирные дома, и частный сектор. Договоров на техническое обслуживание заключено 117 тысяч. Получается, что 57 тысяч потребителей газа в республике - это те, у кого либо истек срок договора, либо оформлен отказ от заключения.
Конечно же, существует проблема доступа наших специалистов в домовладения, причем не только для заключения договоров, но и для проведения работ по техническому обслуживанию.
Напомним, что если у абонента нет договора на техобслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение, то поставщик газа не вправе заключать договор на поставку газа с потребителем либо обязан приостановить исполнение своих обязательств по ранее заключенному договору (Постановление Правительства РФ № 549). Поставщик в данном случае руководствуется не только требованиями законодательства, но и правилами обеспечения безопасности пользователей природного газа. Поставка газа на неисправное оборудование недопустима. Даже при условии полной и своевременной оплаты потребленного газа.